Wednesday, July 18, 2007

Хам, быдло и мужик : Волшебный цветок гоночных трасс :: 06-03-2006

Глаза Дэймона Хилла выражали одно лишь чувство – мольбу. Он молча сидел в кокпите и смотрел, как механики Вильямса безуспешно пытаются сделать хоть что-нибудь со сломанным рычагом подвески. Столкновение с Шумахером на 36 круге поставило точку в сезоне 1994 года. Гонка в Аделаиде продолжалась, у каждого из пилотов была своя борьба, все они продолжали каждый собственную гонку, решая свои личные задачи в чемпионате и в конкретном Гран-При. Продолжалась она и для гонщиков некогда знаменитой команды Лотус, для Мики Сало и Сандро Дзанарди. Продолжалась,чтобы закончиться для Сандро на 41 круге,и на пятидесятом для Мики. Поломки дросселя и электрики стали камнем преткновения для Лотуса в последней своей гонке в истории. Истории команды,которая закончилась так бесславно, но страницы которой были выкрашены в самые яркие цвета…


Один из величайших конструкторов Формулы-1 Колин Чепмен родился в 1928 году в Ричмонде. Родился для того, чтобы, получив инженерное образование и отучившись в школе английских ВВС, в 1952 году основать компанию Lotus Engineering. Компания строила спортивные машины, и уже тогда Чепмен применил свое первое революционное решение – раму из стальных труб, существенно облегчавшую машину в отличие от распространенной тогда рамы из стального профился. Стремление с наибольшим эффектом облегчить конструкции гоночных машин принесло свои дивиденды в 1956 году, когда получивший заказ от Тони Вандервелла Чепмен построил Vanwall, который смог выиграть Кубок Конструкторов. В том же сезоне Lotus дебютировал на трассах в гонках Формулы-2.

















Колин Чепмен


В 1958 году Team Lotus дебютирует в Больших Призах. Нельзя сказать,что дебют получился крайне успешным. Пилоты Лотуса Грэм Хилл и Клиф Элиссон весь сезон мучались с постоянными проблемами, преследовавшие довольно неудачный двигатель Coventry Climax. Лучшим результатом в дебютном сезоне стало 4-е место Элиссона в Спа. Первая победа пришла к Чепмену через два года – в Монако-60. Стирлинг Мосс, несмотря на проблемы с зажиганием сумел подняться на вершину подиума. В том же 1960-м году Lotus посетила и первая беда – в Бельгии разбился насмерть Алан Стейси…


В то время Колин считался настоящим законодателем мод в Формуле-1 и во всем гоночном мире. Несущий кузов типа «монокок» взорвал Формулу-1 и все мировые гонки. Даже за океаном на овалах выступали машины, которые в большинстве своем копировали практически все узлы шасси Лотуса. Газотурбинный двигатель, полный привод, кузов в форме клина на модели 49 – одни из самых заметных решений Чепмена,внедренных Формулу-1 в то время. Колин явился новатором также и в несколько другом аспекте автогонок – он первым начал использовать «спонсорскую» раскраску своих машин, сменив стандартный British Racing Green на красно-бело-золотые цвета табачников Gold Leaf, таким образом определив внешний облик машин Формулы-1 на долгие годы. Наряду с победами 1968 год принес Чепмену и немало грустных моментов – в Хоккенхайме в гонке Формулы-2 разбился насмерть один из величайших пилотов в истории Джим Кларк, а через месяц в Индианаполисе погиб Майк Спенсер…


С именем Колина и его 49-й модели связано еще одно эпохальное событие – появление в Формуле-1 самого успешного в истории двигателя – Cosworth DFV, который на долгие годы явился образцом моторостроения гоночных моторов и стал отправной точкой в истории знаменитой «палочки-выручалочки» - двигателей Ford Cosworth.













Клиновидный Lotus49 в традиционной раскраске с Грэмом Хиллом за рулем


Одной из самых успешных в истории Формулы-1 явился Lotus72, великолепная машина с радиаторами в боковых понтонах, которая позволила Чепмену выиграть два титула в 1970 и 1972 году. К сожалению, и здесь успехи команды были омрачены трагедиями – австриец Йохен Риндт, разбившийся в Параболике Монцы, когда тестировал машину полностью без антикрыльев, стал чемпионом мира посмертно… Модификации 72-го использовались в течении 5 лет. Сменившая 72-й модель 76 получилась крайне неудачной по сравнению со своим отличным предшественником,и Чепмен вынужден был вернуться к Lotus72, очередная модификация которого получила индекс 72E и позволила одержать в Монце победу Ронни Петерсону.


Следующие два сезона, 1975 и 1976 года команда провела в ощутимом кризисе. Модификация 72Е уже не позволяла вести борьбу с соперниками на равных, и сезон-75 Колин Чепмен со своей командой закончил на 7 месте в Кубке Конструкторов – худшем на то время результате в своей истории. Сезон 1977 года прошел уже гораздо успешнее, Чепмен выиграл несколько гонок и уже вел разработку своей очередной революции – граунд-эффекта.


В 1978 году на трассах Гран-При появился Lotus79 – первая в истории машина, построенная с использованием принципа граунд-эффекта, который заключался в создании под днищем машины зоны пониженного давления, что позволяло выдерживать потрясающую скорость в быстрых поворотах и хорошую стабильность. Конструкция машины предусматривала два тоннеля для воздуха в нижней части – верхний в понтонах, где на входе стояли радиаторы, и нижний, образованный нижней поверхностью боковых понтонов, корпусом шасси и эластичными «юбками» по краям, где засчет ускорения потока воздуха и создавалась зона разреженности. Уже в первой своей гонке 79-й одержал победу – Марио Андретти выиграл Гран-При Бельгии. Длиннющие боковые понтоны, низкий и приземистый силуэт, красивые цвета титульного спонсора – все это сделало Lotus79 одной из самых изящных машин за всю историю Формулы-1. Сезон 1978 года команда выиграла в обоих зачетах чемпионата, но опять не обошлось без черных пятен, когда в Монце в стартовом завале сгорел заживо Ронни Петерсон. Тот триумфальный год стал последним по настоящему успешным для Колина и команды.















Lotus79



В начале восьмидесятых все машины в Ф1 напоминали братьев-близнецов – словно под копирку сделанные шасси с длинными понтонами и боковыми юбками. Появление и расцвет турбированных моторов вкупе с граунд-эффектом привели к безумных скоростям. Тысячесильные двигатели и высочайшая скорость в поворотах явились причиной огромного количества аварий. Закончилось все в 1982 году, когда автомобили с граунд-эффектом были запрещены. Наследие тех запретов осталось и в современной Формуле-1 в виде деревянной планки под днищем, призванной контролировать абсолютную плоскость днища,если можно так выразиться. Следующим шагом Чепмена стала детальная разработка подвески, которой до этого момента конструкторы не уделяли слишком большого внимания. В 1981 году Чепмен изобрел шасси, которое представляло из себя два независимых элемента – передняя часть кузова являлась большим антикрылом и обеспечивала прижимную силу. Задняя же вместе с гонщиком была подрессорена и выполняла функции привычной сейчас подвески, обеспечивая постоянный контакт при кренах и при прохождении неровностей. Уже на тестах Lotus88 показал великолепную скорость, что не могло остаться незамеченным соперниками, которые сделали все,чтобы подобная конструкция так и не вышла на старт. Чепмен, проиграв в закулисной борьбе, столь привычной в нынешнее время, не опустил руки и начал разработку очередной «бомбы» - активной подвески, управляемой электроникой. Возможности такой подвески все прекрасно видели гораздо позже – в начале 90-х, когда сконструированные Эдрианом Ньюи Вильямсы не знали себе равных на трассах Гран-При.

















Сенна за рулем Lotus97T


Но в декабре 1982 года самый главный судья по имени Смерть показал Колину Чепмену черный флаг. Сердце гениальнейшего конструктора не смогло угнаться за его гоночными творениями, и 16 декабря в возрасте 54 лет Колин Чепмен умер. История команды, которую он создал и вывел на самую вершину, еще продолжалась. За нее выступали великие пилоты, одерживались победы, которых было уже не так много, Формула-1 медленно менялась,а бутон прекрасного цветка медленно терял свои лепестки. Многое случилось за последний десяток лет – гибель Элио де Анджелиса, прекрасные выступления Айртона Сенны, уход John Player Special, который ассоциировался не ичане как с Лотусом, приход в команду марки Camel. Но все это происходило уже как бы и не с Лотусом, потому что Лотус – это всегда Колин Чепмен. А Колин Чепмен – это Лотус. Прекрасный цветок, символ возрождения и великая команда эпохи великих сражений. Последний лепесток с увядшего цветка упал 17 февраля 1995 года, поставив точку в истории команды-революционера и символа «тех самых» лет, о которых с грустю вспоминают болельщики…